По-настоящему человек счастлив, когда занимается любимым делом: время летит быстро, он доволен плодами своего труда, почти никогда не чувствует усталости и готов творить до бесконечности. Идеально, если главным критерием выбора профессии станет именно ориентир на любимое увлечение, чтобы не пришлось каждое утро понедельника думать, когда же наступит вечер пятницы.
На официальном языке такой жизненно важный выбор называют профориентацией, а в более широком и глубоком понимании – призванием. В значении слова «профориентация» улавливается какая-то внешняя направляющая сила, которая руководит выбором и задает «вектор движения». А призвание – это личная внутренняя потребность человека идти к своей цели.
Что важно при выборе дела всей жизни, на какие критерии нужно опираться, к чьим советам стоит прислушаться?
Когда пора задумываться о будущей профессии?
Первые «примерки» профессии случаются уже в дошкольном возрасте, в сюжетно-ролевых играх. Еще дети узнают о профессии своих родителей и стараются подражать им во всем.
Нельзя упускать такой шанс – надо рассказывать, для чего нужна профессия в жизни, стараясь дать о каждом новом увлечении ребенка максимально подробное представление. Ясно, что ребенок, проявляя природное любопытство, «примерит на себя» сначала те профессии, которые предполагают ношение яркой униформы или профессиональных инструментов. По мере взросления интерес будет проявляться и к содержанию профессии.
Как рассказать дошкольнику о профессии?
Играйте вместе с ребенком, всерьез, будто выбираете новую профессию для себя. Старайтесь придумывать сюжеты игр, чтобы «прожить» в них положительные и отрицательные моменты «трудовой жизни» в каждой профессии. Ребенка в 5-6 лет уже можно познакомить подробнее с профессией врача, продавца, водителя, повара, так как в этом возрасте он уже неоднократно посещал поликлинику, торговые центры, ездил в общественном транспорте или метро с родителями.
Чтобы сконцентрировать внимание малыша, перед очередной прогулкой в торговый центр поиграйте с ребенком «в магазин», давая ему побыть в роли продавца-консультанта, кассира, объясняя, какие обязанности выполняют люди этих профессий. О времени следующего похода в торговый центр объявите заранее, обозначьте цель – наблюдение за работой кассира/продавца. Обратите внимание ребенка, что кассир не имеет права отлучаться от кассы, а консультант-продавец целый день стоит в торговом зале. Задержитесь подольше, чтобы ребенок почувствовал легкую усталость, узнал о трудностях профессии. И не забывайте делать акцент, что все профессии нужны, говорить об уважении к тем, кто трудится.
Если ребенок посещает детский сад, то в план образовательных дошкольных учреждений включены занятия по профессиональной ориентации. Не забывайте интересоваться, что было нового на занятиях, что ему понравилось.
Профориентация школьников
В школе продолжается работа над профориентацией учащихся. Тематические занятия организовывают уже учителя, и знакомство с разнообразием профессий – задача школы. Но это не означает, что родители могут теперь самоустраниться. Наоборот, нужно активно поддерживать связь с педагогами:
- Родители могут принимать участие в лекциях о профессиях и экскурсиях класса на производство;
- С педагогами изучать личностные качества ребенка, интерес к школьным предметам, необходимых в той или иной профессии;
- Развивать способности, создавать необходимые условия для внешкольных занятий, в соответствии с интересами ребенка;
- Беседовать о профессиях с ребенком, расширить его представление и выявить, насколько правильно он оценивает свои знания и навыки.
В школьном возрасте формируется мировоззрение и продолжается физическое развитие, которое играет важную роль при выборе профессий. К примеру, чтобы стать космонавтом, нужно иметь не только отличные знания, но и крепкое здоровье. Если у ребенка, мечтающего о такой профессии есть медицинские противопоказания, нужно мягко развеять иллюзии и сосредоточить его внимание на похожей профессии, но не требующей идеальной физической формы. Своевременная коррекция «смягчит удар» при осознании ребенком собственных физических недостатков, перенаправит его интересы на те сферы профессиональной деятельности, в которых есть подходящие условия для самореализации и адаптации в социуме.
Профессия по наследству
Существует немало примеров профессиональных династий. При этом достаточно часто младшие члены династии не выбирают, а просто идут по стопам родителей. Родители «заботятся» о воспитании продолжателя своего дела, как в средние века, и не обращают внимания на другие интересы «наследника». Поначалу ребенок с увлечением старается подражать родителям, что свойственно дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребенок пассивен к знакомству с другими профессиями, уверен, что будет продолжателем династии. На первых порах у «наследника» создается впечатление, что все получается, что у него есть необходимые способности для работы в профессии.
При помощи создания «тепличных условий», наставники буквально протаскивают по проторенной профессиональной дорожке своего ребенка. Но однажды у него просыпается природный интерес к другим сферам деятельности, и начинается конфликт:
- внутренний, личностный – выражается осознанием себя, разочарованием и сожалением о напрасно потраченном времени,
- внешний – с одной стороны продолжающимся давлением семьи на «неблагодарного отпрыска», с другой стороны – неизбежной и трудной «перестройкой», новыми поисками.
Родители не должны навязывать свои профессиональные вкусы детям, даже тогда, когда у ребенка есть необходимые задатки. Важно, чтобы человек при выборе профессии руководствовался внутренними убеждениями. Только в этом случае работа будет приносить удовольствие.
Как влияет рынок труда на выбор профессии?
У старшего поколения сложился устойчивый стереотип в отношении к рынку труда, и он проецируется на современные условия в виде бесполезных советов молодежи при выборе профессии. В советское время существовала система распределения выпускников учебных заведений любого уровня, которая обеспечивала работой по специальности. Сейчас рынок подстраивается под капиталистическую систему, предлагая «горящие» вакансии в тех сферах, динамика развития которых никак не связана с количеством специалистов, выпущенных тем или иным ВУЗом.
Этот фактор необходимо учитывать еще до поступления в ВУЗ. Стремительность, с которой изменяются запросы рынка на специалистов, заставляет задумываться об универсальных знаниях и навыках, которые пригодятся в случае необходимого перепрофилирования. Существенным фактором изменений становится технологизация производства, внедрение искусственного интеллекта. При таких сохраняющихся и стабильно возрастающих тенденциях уже мало одного выбора направления профессиональной деятельности – нужна серьезная подготовка по информатике.
Сегодняшним старшеклассникам необходимо научиться самостоятельному мониторингу рынка труда, чтобы вовремя сориентироваться в выборе профессии. Не надо забывать и о конкуренции с поколением 50+. Эта – категория специалистов с большим опытом работы, закаленных кризисом 90-х годов, готовых переучиваться, чтобы соответствовать современным критериям профессионального отбора. Молодым специалистам без опыта работы, при таких конкурентах, придется ждать освобождения вакансий не меньше 10 лет.