В российском педагогическом сообществе возникли волнения, связанные с изменениями, которые в ближайшем будущем коснуться профессионального конкурса «Учитель года». Многие решения, принятые на заседании оргкомитета, где главной темой разговора стал Порядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2018, могут негативно сказаться на конкурсе, который много лет служил настоящим праздником и отдушиной для преподавателей.
Главный редактор «Учительской газеты» Пётр Положевец отметил, что новшества, которые затронули половину конкурсных испытаний (4 из 8) были внесены без учёта мнений главных соучредителей конкурса – «Учительской газеты» и Общероссийского союза образования.
Согласно представленной Андреем Петровым, главой Департамента госполитики в сфере общего образования, новой модели состязаний лучших учителей традиционный конкурс «Интернет-ресурс» предлагается заменить на «создание страницы (и/или группы) в одной из имеющихся (на выбор) социальных сетей». Предыдущий вариант посчитали необъективным, поскольку сайты участников, по мнению организаторов, создаются только на период конкурса, а затем оказываются заброшенными. Однако абсолютные победители конкурса разных лет (Алексей Овчинников и Андрей Сиденко) опровергли информацию, рассказав о том, что их интернет-ресурсы, создававшиеся задолго до состязаний, действуют по сей день.
Кроме того, «Образовательный проект», совместно создаваемый конкурсантами под наблюдением жюри, намерены заменить на испытание «Директор класса», которое предполагает создание видеоролика по домашней заготовке. Такую замену инициаторы аргументировали тем, что жюри не имеет возможности объективно оценить вклад каждого участника в совместный труд. По мнению же главреда «Учительской газеты», выполнение данного задания проверяло «навыки командной работы, проектной деятельности, компетенции из разряда „софт скилз“, коррелируясь с требования Профстандарта педагога».
Испытание «Классный час» в новой модели конкурса заменит традиционный «Педсовет». Многие представители профессионального сообщества полагают, что оценка умения участников конкурса проводить классные часы логично. Однако получается, что живое обсуждение проблемы, которая становится известна только перед началом испытания, опять заменяется «домашней заготовкой».
Изменения коснулись также и работы жюри.
1. Жюри из учеников и родителей исключается из участия в конкурсе, поскольку, по мнению Ольги Васильевой, главы Минпросвещения, «профессиональный конкурс должны судить профессионалы». П. Положевец полагает, что такое новшество противоречит логике развития системы образования, нацеленной на открытость.
2. Членом межпредметного жюри можно быть не более трёх раз, а большого жюри – не более пяти. Ограничения не касаются только председателя конкурса. Получается, что многие кандидаты и доктора наук, заслуженные и почётные работники системы образования, народные учителя, уже не способны, по мнению О. Васильевой, объективно оценить конкурсантов. П. Положевец считает, что организаторы таким образом подвергают сомнению и объективность оценки предыдущих членов жюри, а, следовательно, и определение победителей прошлых лет.
Единственное изменение, которое было положительно оценено профессиональным сообществом, - это продуманная и масштабная программа проведения предстоящих состязаний в Санкт-Петербурге. Она будет включать в себя церемонию открытия в Михайловском театре, объявление лауреатов во Дворце творчества юных, оглашение победителей в Михайловском замке и многочисленные экскурсии.