Ваш город:

Учитель – блогер, репер, тиктокер: дань моде или необходимость?

30 сент. 2020 г.
0
900

Тургеневский конфликт поколений до сих пор не остался в прошлом. Бунтарство юного поколения – это психологическая закономерность развития личности, находящейся в когнитивном диссонансе с обществом, которое тоже постоянно изменяется под влиянием многих объективных факторов.

Учитель – блогер, репер, тиктокер: дань моде или необходимость?

Стремление подражать модным, но, как оказалось, не всегда передовым европейским веяниям известно, как минимум, с петровской эпохи: прогрессивный самодержец российский, «прорубив окно в Европу», не подозревал, что с передовыми идеями и технологиями, хлынет поток заимствованных слов, не всегда оправданных специальной терминологией, а также культура, традиционно находящаяся в состоянии глубокого противоречия и неприятия «русского духа».

С другой стороны, противиться прогрессу глупо, особенно если речь идет о сфере образования. Потому что:

  • во-первых, именно образовательные организации должны идти «впереди планеты всей»;
  • во-вторых, настоящий педагог – тот, кто интуитивно чувствует глубинные мысли и желания учеников. Он умеет не только мудро их направлять в нужное русло, но и «говорить» на одном с ними языке.

Поэтому современному педагогу приходится быть не только тонким психологом, но и актером, способным к любому перевоплощению. Способы проникновения в душу воспитанника или ученика могут быть разными: ведь, цель педагога благородная – воспитание личности, созвучной обществу.

Но существует и тонкая грань, которую учитель не должен переступать, чтобы не перестать быть старшим наставником, ведущим к зрелости. Насколько педагогу можно погружаться в мир подростка, и нужно ли это делать? Давайте разбираться.

Виртуальный учитель: легко ли быть молодым?

Развитие коммуникаций и появление интернета подтолкнуло мир к «окну в виртуальную реальность». Переход на «удаленку» вынудил даже учителей старшего поколения срочно осваивать азы ПК – перед угрозой пандемии коронавируса вариантов системного обучения, кроме дистанционного формата, не осталось.

В опыте виртуального общения учителя сильно отстали от своих учеников. А детишки, оказавшись дома один на один с мониторами, «разбежались» кто куда, забыв об уроках: одни «зависли» на Tik-Тok, в Twitter, Telegramm, другие – занялись любимыми играми агрессивно-навязчивого содержания, третьи ушли с головой в бесконтрольный просмотр видео-контента с сомнительной духовно-нравственной пользой.

Для справки:

Tik-Тok – молодежная платформа, позволяющая создавать и просматривать короткие видеоролики, преимущество в юмористическом жанре.

Twitter – социальная сеть, предусматривающая публикацию коротких заметок в формате «микроблогинг».

Telegramm – мессенджер, позволяющий мгновенно обмениваться сообщениями и медиафайлами.

Вытаскивать детей из «мировой паутины», призывать к прилежанию и дисциплине на уроке учителям приходится такими же методами, которые диктует контент, управляя сознанием «продвинутых» акселератов при помощи «хайпа».

Словарь англицизмов дает разъяснение: hype (англ.) – крикливая реклама, навязчивого содержания, вызывающая возбуждение, в том числе, с помощью обмана, молодежный сленг. Другое значение – HYIP – аббревиатура «обреченный финансовый проект, высокодоходный и высоко рискованный, крах».

Как говорится, комментарии излишни. Вполне объяснимо, что детям это слово нравится – подражание модному, западному, «не прокисшему» – в духе «нет пророка в своем Отечестве». Бунтарство и нигилизм – то, о чем предупреждали русские классики. Возможно, царь Петр I, прорубил бы только форточку, если бы предвидел, какому напору «просвещенной Европы» придется противостоять.

Странно другое: как видно из СМИ, многие заслуженные учителя, даже почтенного возраста, весьма восторженно восприняли идею «сетевого равенства» с учениками. Они с энтузиазмом сочиняют рэп, рифмуя математические и физические формулы, правила русского языка под современные ритмы, «в модных прикидах», как говорят дети. Ладно формулы, а как же история, русский (или родной) язык и литература – предметы, которые «сеют разумное, доброе, вечное»? Ведь дети, рано или поздно, остепенятся, начнут общаться на нормальном языке, и им понадобится лексический запас, приемлемый в определенной рабочей или культурной среде.

По мнению специалистов, можно выделить две причины, по которым учителя все чаще «уходят» в виртуальный мир:

  • во-первых, педагоги такие же люди, как и мы. В большинстве своем они также сидят в соцсетях и общаются с помощью мессенджерей. Они также любят «прикалываться» и хотят быть частью современного цифрового мира.
  • во-вторых, учителя пытаются быть ближе к своим ученикам, которые буквально живут в соцсетях. Поэтому попытки педагогов взаимодействовать с детьми посредством блогов и видеороликов – это всего лишь способ найти общий язык и стать ближе к школьникам. Они уверены, что дети быстрее поймут и будут слушать человека, который идет в ногу со временем, разговаривает с ними на одном языке и свободно владеет современной терминологией и гаджетами.
  • в-третьих, ведение блогов позволяет учителям делать повседневную школьную рутину более интересной и насыщенной, и таким образом минимизирует вероятность профессионального выгорания (что, кстати, очень часто случается с опытными педагогами).

«Синий чулок» или «наш человек»: что выбрать учителю?

Представьте начало урока: «Здравствуйте, дети! Я – ваш тиктокер», - говорит учитель в смешном колпаке или костюме, например, самурая. Естественно, привлечь внимание учеников таким способом легко. Но как «на пике» сомнительной популярности выйти из этого артистичного образа, снова стать собой, и, что самое важное, сохранить авторитет учителя?

Дети, конечно, оценят кураж, внимание к учителю-реперу будет ошеломляющим, с тысячами или даже десятками тысяч «лайков». Когда пройдет первая волна успеха, дети догадаются, что попались на агрессивную рекламу и что учитель схитрил, а у него закончится «реперское вдохновение», не свойственное его натуре в обычной жизни. К тому же, традиционные уроки никто не отменял, и, стоя перед классом у доски, придется перенастраивать аудиторию виртуальных поклонников на привычный язык мимики, жестов, к которому привыкают люди с рождения, потому что без «живого» общения люди обходиться не смогут даже в самой развитой цивилизации.

Важно не то, что учитель общается с учениками в соцсетях, зачастую используя молодежный сленг. Важно то, что несут его мессенджи. А это уже зависит от внутренней культуры педагога. Он вполне может быть «своим парнем» для учеников, но должны присутствовать некие «красные линии» переступать через которые нельзя ни при каких обстоятельствах. Где находятся эти «красные линии»? Ответ на этот вопрос может дать только общество в конкретном городе, регионе, социальном слое или профессиональной среде.

Вариант «синего чулка» и зануды – тоже сложный образ – прежде всего, для самого учителя: прозвища могут быть, на самом деле, и более обидными. Снобу вообще живется нелегко, а детская непосредственность бывает очень жестокой, если сталкивается с непониманием.

Еще один пример: пожилая учительница географии не допускала к своим урокам слишком дерзкую восьмиклассницу, за то, что она приходила в школу «на лабутенах» и с гражданским кодексом в руках, чтобы доказывать учителям свое право на самовыражение. После того, как девчонка целую четверть простояла в коридоре школы все уроки географии, и после очередного выдворения ее из класса под всеобщее хихикание, ученица сбежала из школы и не явилась на все последующие уроки. Конфликт закончился травмой ребенка (школьница в учебное время попала в ДТП) и увольнением учителя.

А всего лишь, нужно было понять, что под внешней бравадой и дерзостью ребенок тщательно скрывал неуверенность в себе, считая свой маленький рост огромным физическим недостатком. Излишняя требовательность и принципиальность, следование правилу «как бы чего не вышло» привели учителя к серьезной ошибке.

Подведем итоги

Учитель (педагог) – не ведомый, а тот, кто ведет. Дети могут выражать несогласие и демонстрировать отсутствие прилежания. Безусловно, взрослый и ответственный человек, имеющий педагогическое образование и опыт, просто обязан найти способ, чтобы отряхнуть нерадивых учеников от «сетевой паутины» и привести на свой урок, без масок, хайпа или обмана.

Да, интернет сегодня – данность, прочно обосновавшаяся в нашей жизни. В разумных дозах он полезен в обучении. И учитель вполне может создать предметный блог. Это хорошая возможность заинтересовать детей дополнительным материалом к уроку или обсуждением темы на равных. Но без фанатизма и по правилам русского языка, а не англицизмов, по-взрослому, но не как чеховский «человек в футляре». Ведь, нигилизм проходит и мода меняется, а авторитет учителя (не временный «хайп») остаются в памяти учеников на всю жизнь и служат ориентиром на подсознательном уровне.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
543
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
887
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1301
Оставить свой комментарий

Ваш город: