Внезапная ситуация, связанная с пандемией в прошлом учебном году, даже учителей старшего поколения простимулировала к скорейшему освоению онлайн-педагогики и дала полезный опыт работы с образовательными интернет-ресурсами. Неоднозначное мнение по этому поводу сложилось не только у педагогов, но и у родителей, школьников, студентов.
С одной стороны, традиционное очное обучение обладает неоспоримыми преимуществами, от которых нельзя отказываться. С другой – неоценимые возможности обучающих порталов и электронных библиотек, доступность любого выбранного учебного заведения или педагога.
Эксперты немедленно приступили к изучению западного опыта, и пришли к выводу, что смешанное обучение, как «золотая середина», имеет неплохие перспективы, чтобы прижиться в российском образовательном пространстве. Именно об этом мы сегодня и расскажем более подробно.
Понятие смешанного обучения
Смешанное обучение (blended learning) – обучающий процесс, при котором обучаемый становится не объектом, а субъектом обучения. То есть, активно участвует в процессе получения знаний. В этом состоит принципиальное отличие смешанного обучения от классической формы, где преобладает пассивное восприятие учащимся того материала, который готовит и предоставляет учитель очно или заочно.
Ошибочно считать, что удаленное обучение, которое было применено в период длительного карантина школьников, имеет полное сходство с тем смыслом, который был заложен в понятие смешанного обучения изначально (примерно, в 60-х годах прошлого века английскими исследователями). Да и сам термин до сих пор не имеет четкого определения. Отчасти потому, что понятие «смешанное обучение» – продукт «коллективного разума», экспериментальная разработка в сфере образования, пока не имеющая окончательного и четкого алгоритма.
С начала 2000-х годов появилось несколько версий данного определения. Изначально, в 2001 году, понятие трактовалось, как совмещение форм очного и дистанционного обучения (по версии Reay). В 2003 г., по мнению Bersin&Associates, определение смешанного обучения необходимо дополнить сочетанием учебных методов. В 2006 году, в издании Bonk, впервые появилось более четкое определение, объединяющее основные компоненты: формы и методы, учителя и учащегося, применение технических средств в сочетании с очным форматом. А в институте К. Кристенсена определение более конкретизировали, дополнив, что элементы онлайн-обучения предполагают самостоятельный контроль учеником времени, темпа и места проведения занятий.
Последнее определение, пока, взято за основу образовательной технологии.
О новых возможностях смешанного обучения
Следует уточнить, что смешанное обучение представляет огромный интерес для российской системы образования, как взаимодополняющий процесс для очной и электронной формы, позволяющий нейтрализовать их недостатки.
Нельзя не сказать о том, что и очное, и электронное обучение, во всех его форматах, по отдельности имеют свои достоинства и недостатки. Сравним наиболее значимые их них.
Классический формат уроков невозможно вытеснить из школы по двум главным причинам:
- процесс социализации ребенка (приобретение навыков поведения в обществе) приходится на весь период его взросления и учебы – с ясельной группы, в детском саду, до первого курса в институте, а возможно и позже;
- коллективное обучение – одна из форм подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности на любом современном производстве, где коллективное решение любых задач стало уже обычной практикой.
Какого бы уровня не достиг технический прогресс, кроме обучающих целей в педагогике всегда будет присутствовать воспитательный компонент, который невозможно реализовать иначе, чем через непосредственный контакт с учеником.
- Контакт в классе или аудитории (учитель – ученик) устанавливается связь и помогает учителю мгновенно реагировать на действия ученика.
- Личностные связи между учениками, которые в виртуальном классе невозможно установить полноценно, так как онлайн-урок – время общения с учителем, и невозможно увидеть реакцию одноклассников на собственные ответы, а самооценка через отношение сверстников тоже важна.
- Нельзя недооценивать и тесное эмоциональное взаимодействие (учитель – ученик, ученик – ученик, коллективная работа), как мощный стимул. Новые знания лучше усваиваются, когда задействованы все механизмы эмоционального восприятия.
Почему-то принято считать, что строгий распорядок дня с посещением школы – недостаток очной формы обучения. Однако этот момент можно оценить и с позитивной стороны: обязательное посещение уроков формирует организованность, собранность, дисциплину, ответственность. Ведь дети вырастут, а о полном переходе на удаленный режим работы вопрос, пока, не стоит.
Но недостатки, все же, есть:
- Время урока ограничено: 45 минут – в среднем, 1,5 минуты на каждого ребенка, а если вычесть драгоценные минуты на обязательные компоненты и организационные вопросы, то выходит еще меньше. Поэтому учитель готовит материал, ориентируясь на «среднего» ученика, что почти исключает возможность реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.
- При очной форме ограничивается коммуникационное пространство: учитель работает с группой ребят, находящихся в географической и/или социальной доступности от места проведения урока.
Кроме того, согласно последнему заявлению В. Кравцова, все школы России будут обеспечены скоростным интернетом только в 2022 году, а это значит, что переход на новый уровень обучения откладывается: электронные библиотеки и образовательные порталы пока не доступны «в глубинке». В свою очередь, это говорит о том, что о новых ФГОС не может быть и речи, поскольку они должны быть едиными, что возможно только после полной технической модернизации школ.
Электронный формат обучения полностью исключает все недостатки очной формы. Но его виртуальность предполагает определенный уровень самостоятельности детей: никто не даст гарантии, что по другую сторону монитора ученики Вася или Петя вовремя подключатся к уроку, не будут «считать ворон в окне» или параллельно играть «в стрелялки».
Для электронного обучения нужен и соответствующий уровень компьютерной подготовки, что тоже проблематично для всех детей младшего школьного возраста. Также потребуется создание единых цифровых ресурсов и высокоскоростных платформ, способных выдерживать повышенную нагрузку в учебное время.
Подводим краткий итог: смешанное обучение – безусловно, представляет интерес, и российская система образования уже движется по этой траектории. «Запуск» смешанного обучения в минувшем учебном году, как следствие форс-мажорных обстоятельств, вызванных пандемией коронавируса, не следует воспринимать, как окончательный вариант трансформированного обучения.
Остается подождать, когда будет полностью реализован Национальный проект «Образование», чтобы подготовить техническую базу. Конечно, и программы смешанного обучения, как новая реальность XXI века требуют внимательной и скрупулезной доработки.