Видеоигры пользуются огромной популярностью у детей и подростков уже не первое десятилетие. Все их свободное и несвободное время посвящено компьютерным играм либо в гаджетах, либо на стационарном компьютере. Родители и другие взрослые настороженно относятся к таким увлечениям молодежи, пытаясь запретить или ограничить общение с гаджетами. Однако запреты и ограничения, как правило, не приносят нужных результатов.
Поэтому чиновники из Министерства просвещения решили воспользоваться проверенным методом. Если не получается запретить, значит нужно разрешить, но только под присмотром. Результатом такого решения стало введение в российских школах факультативного курса по киберспорту, который, по мнению специалистов, поможет использовать потенциал видеоигр с максимальной пользой.
Дополнительные уроки или факультативы киберспорта введены при государственной поддержке во многих школах России в текущем учебном году. И что особенно радует, в программу подготовки киберспортсменов включены обязательные физические упражнения и временные ограничения.
Из истории киберспорта в России
Киберспорт представлен командными или индивидуальными соревнованиями, основанными на видеоиграх. Он получил официальное признание в нашей стране еще в 2001 году. С тех пор киберспорт, как официальный вид спорта, переживал и взлеты, и падения. Однако 2016 год был отмечен повторным его включением в реестр видов спорта.
Начиная с этого года, международное сообщество киберигр организовывало проведение в России отборочных турниров в таких популярных играх как «Контр-страйк», «Дота 2», «Старкрафт», «Вокрафт» и других.
Мало того, на базе РГУФКСМиТ начала работу кафедра киберспорта «Теория и методика компьютерного спорта». Эта кафедра не только дает возможность студентам получить высшее образование, но и получить практические навыки тренеров по киберспорту. А Высшая школа экономики разработала образовательную программу «Управление киберспортом».
К сожалению, наша страна пока не числится в списке лидеров по киберспорту, как, например, Китай, США или Корея. Но потенциально у нас есть все, чтобы туда попасть.
Именно поэтому в 2019 году Федерация киберспорта и Институт развития интернета подали ходатайство Министерству просвещения о введении в школах факультативных уроков по киберспорту для средних и старших классов.
Выгоды и перспективы от внедрения киберспорта в школы
Правильная организация подготовки спортсменов для участия в соревнованиях по киберспорту даст не только материальные выгоды победителям (а они немалые), но и перспективы развития для каждого отдельного киберспортсмена.
Начало занятий предполагает появление тренера, команды и системы подготовки к турнирам и соревнованиям. Соответственно, процесс подготовки и участие в соревнованиях развивают дисциплину, формируют навыки социального общения, помогают в развитии умения принимать адекватные решения в ограниченное время и при отсутствии необходимой информации. Дополнительно совершенствуются навыки работы с гаджетами и компьютерами, развиваются умения использовать английский язык не только в связи с программами, но и по причине смешанных команд и международных соревнований.
Кроме всего прочего, занятия киберспортом структурируют мыслительные процессы, совершенствуют умение выдерживать когнитивные нагрузки и умение использовать межпредметные связи.
Являясь настоящим спортом, киберспорт предполагает достаточно серьезные нагрузки. В этом плане очень важной является психофизиологическая готовность киберспортсменов. Здесь речь идет не только о психофизиологической устойчивости, но и о концентрации внимания и выносливости. Поэтому так важно выполнение нормативов по физической культуре.
Понятно, что киберспорт напрямую связан с успешной профориентацией школьников. Здесь речь идет об ориентации не только на такие профессии, как программист или IT-специалист, но и на профессии, связанные со структурированным логическим мышлением, адаптивности и практическими навыками и реакции при управлении автомобилем, самолетом или другим транспортным средством.
Подготовка кадров
Кадры решают все. Это высказывание небезызвестного политического деятеля по-прежнему актуально. В сентябре двадцатого года по инициативе и при поддержке столичной мэрии для учителей были организованы курсы по преподаванию киберспорта. Во время занятий учителя занимались составлением комплексов упражнений по развитию мелкой моторики, мышечной скорости и зрительной реакции. Они также разрабатывали планы-конспекты соответствующих занятий.
Большой и перспективный пласт в плане подготовки тренеров по киберспорту представляют собой учителя информатики, преподающие на своих уроках основы программирования и дающие основы навыков работы на платформе Скрэтч. Они просто нуждаются в специальных программах и соответствующем разрешении руководства учебного заведения.
Организационная и содержательная структура киберспорта
Киберспорт представлен командными играми, развивающими коммуникативные способности и стратегические умения. Ему пророчат большое будущее, вплоть до соперничества с наипопулярнейшими видами спорта. Он представлен несколькими основными классами, которые, в зависимости от свойств пространств, моделей и игровых задач, развивают различные игровые навыки спортсменов. Турниры по киберспорту привлекают много поклонников, их прямые трансляции собирают многомиллионную аудиторию.
Команда игроков может варьироваться по количественному составу, однако в нее всегда входят несколько или один профессиональный игрок, капитан и тренер.
Побеждает в соревнованиях команда или игрок, достигшие к окончанию игры лучшего результата. Правила киберспорта разработала Федерация компьютерного спорта РФ, а Министерство спорта РФ их утвердило. Каждое соревнование организуется в соответствии с Положением для подобного вида соревнований, на основании которого составляется Регламент для конкретного соревнования. Соревнования, в свою очередь, могут быть личными, командными и лично-командными и проводятся по возрастным группам. Минимальный возраст участника соревнований – 14 лет.
Игры киберспорта
Не все компьютерные игры подходят для киберспорта. Из соревнований исключаются игры с элементами случайности, преобладающими над умениями игроков.
На территории России в качестве спорта утверждены следующие виды игр:
- Боевые арены. Здесь играют друг против друга две команды. Цель игры – уничтожить главное здание команды противника. Каждому игроку предоставляется право выбора героя с разными характеристиками и способностями. Они могут на протяжении игры добавлять герою силы, снаряжение, способности.
- Головоломки. Здесь игроки решают логические задачи. В результате побеждает та команда, которая быстрее сообразит и выберет правильную стратегию для достижения победы.
- Симуляторы спортивных игр. Видеоигра полностью воссоздает определенную спортивную игру с теми же правилами, что и в реале.
- Стратегии реального времени. Персонажи противников маневрируют, чтобы защитить определенный район карты и уничтожить активы друг друга.
- Технические стимуляторы. Участники этих игр соревнуются в способности управлять реальной техникой: танками, самолетами, автомобилями и т. п.
- Файтинги. Эти игры имитируют единоборство. Участник соревнований должен довести до нуля параметры, определяющие энергию или здоровье соперника.
В заключение хочется отметить, что киберспорт представлен не только и не просто играми, а системой тренировок, развивающей многие важные качества личности. Грамотный тренер превращает недостатки видеоигр в достоинства, а также помогает извлечь максимальную пользу и минимально навредить личности ребенка. Интеллектуальные виды спорта, к которым, несомненно, относится и киберспорт, требуют наличия тех же качеств, что и в традиционном спорте: профессионализма, целеустремленности, инициативности, дисциплинированности, решительности, смелости, выдержки и воли к победе.
Источники изображений: cybersport.ru, rbc.ru, живуспортом.рф